рублей Яндекс.Деньгами
на счет 4100145862199 (Поддержка сайта)
Главная » Статьи » Мои статьи

Филатов Юрий Николаевич.

Воспоминания тренера о Ю.Филатове

     В короткой жизни каждого спортсмена, даже самого удачливого и стабильного, случаются срывы. А тем более у команды, в которой четыре гребца. Такая неудача подстерегла наших байдарочников на родном канале в 1969 г., где разыгрывался чемпионат Европы. Право, после дуйсбургской регаты ни тренеры, ни спортсмены, ни зрители не ожидали такого сбоя и потери скорости у нашей четверки.
     В гонке на дистанцию 1000 м, как и в марафоне, мы выставили по два квартета. Экипаж с загребным Чужиковым, где в этот раз греб и Валерий Диденко, был заявлен на обе дистанции. Но, увы, гонки у наших парней не заладились. На дистанции 1000 м они заняли лишь 4-е место, а в марафоне и того хуже - 5-е. Слабым утешением для байдарок-четверок была "бронза" на 1000 м в экипаже с загребным Александром Шапаренко, в котором были два других локомотивца - Юрий Стеценко и совсем молодой Юрий ФИЛАТОВ.
     После столь огорчительной неудачи в Химках нужно было срочно формировать состав нового экипажа четверки. Гонки в Москве показали, что наша старая олимпийская гвардия устала, а скорости тем временем выросли. Нужны были дерзкие, честолюбивые гребцы новой волны. Одним из таких гонщиков был ученик моего товарища из Молдавии Вадима Качура - гренадерского роста, обаятельный Юра Филатов, которому едва исполнилось 19 лет. Впрочем, к тому времени Юрий переехал в Киев и стал тренироваться вместе со своим тезкой Стеценко в школе Николая Петровича Костюченко.
    Чемпионат мира 1970 г. состоялся в Копенгагене. В гонке на олимпийскую дистанцию 1000 м мы, что стало неожиданным для соперников, выставили практически новый экипаж. Из опытных гребцов в нем остался один Владимир Морозов, несгибаемой воли человек, трехкратный олимпийский чемпион. Роль загребного доверили Юрию Филатову, а на последующих трех номерах сидели Валерий Диденко, Юрий Стеценко и Морозов. Все гонщики, кроме Морозова, были воспитанниками "Локомотива".
     В начале 70-х годов в спор за высшие награды в гребле на байдарках и каноэ активно включились спортсмены ГДР. Теперь мы должны были считаться с командами этой страны, которых отличала самобытная школа, высокие скорости, умение подойти в наилучшей спортивной форме к самым главным регатам. Именно немецкие гребцы оказались нашими главными соперниками в решающем заезде. Мы очень волновались за исход этого поединка на голубых дорожках. Нас интересовала не только судьба золотых медалей. Более существенным было другое - удачен ли наш поиск экипажа, верны ли методика и стратегия подготовки к приближающейся XX Олимпиаде?
     Загребной Юрий Филатов блестяще провел гонку. Гребцы работали слаженно, четко, любо-дорого было смотреть. Все попытки немецких гребцов взять инициативу гонки в свои руки были хладнокровно пресечены. Победа! Горький урок на канале в Химках пошел впрок. По возвращении из Копенгагена Юрию Филатову, Юрию Стеценко и Валерию Диденко было присвоено звание заслуженного мастера спорта. Николай Петрович Костюченко удостоился звания заслуженного тренера СССР.
     Итак, поиск боеспособного экипажа четверки принес успех. Теперь передо мной стояла задача поддерживать форму экипажа в течение двух лет, а к олимпийской регате в Мюнхене выйти на рубеж еще более высоких скоростей. В Копенгагене наши парни прошли дистанцию за 3.06,37, что считалось гроссмейстерским временем. Но... это было вчера. И мы, приглушив в себе звуки победных фанфар, начали подготовку к новым регатам.
    Савское озеро в Белграде знают многие поколения гребцов. Водоем расположен почти в самом центре Белграда, живописном и любимом жителями месте отдыха. Нетрудно представить, с каким интересом наблюдают белградцы за регатами сильнейших гребцов мира. Не был исключением и чемпионат мира 1971 г., ставший предолимпийской репетицией.
     Рекордное количество стран - 25 приняли участие в IX чемпионате мира. Уже в первом предварительном заезде заставили обратить на себя внимание традиционно сильные команды Румынии, Венгрии, а также ГДР. Но даже и среди этих именитых экипажей выделялась команда ФРГ - рослые, атлетического сложения парни. Финальная гонка прошла на высочайших скоростях. Немецкая четверка - хозяева будущей олимпийской регаты - показали превосходное время - 3.06,194. Это лучше, чем год назад было у чемпионов мира. Ну а сами чемпионы во главе с Юрием Филатовым? Три железнодорожника и армеец прошли дистанцию еще стремительнее - 3.05,006! Вот как красиво была завоевана победа на Савском озере! Теперь впереди был олимпийский Мюнхен - гребной канал Фельдмохинг.
     Казалось бы, лететь и лететь нашей экспресс-четверке вперед, не зная пробуксовки. Но терниста дорога к Олимпу. За два месяца до Олимпиады мы отправились в Румынию, на Снаговскую регату. Приехали фаворитами, а уезжали с соревнований мрачнее тучи. "Конец русской гегемонии" - под такими заголовками некоторые местные газеты поместили репортажи с гонок. И журналисты были правы - в финале нашу четверку обошли сразу четыре лодки.
     Мы сделали все, чтобы не впасть в уныние, избежать упреков друг другу, и сосредоточенно принялись работать. До Олимпиады оставалось два месяца - это и мало и много. Смотря как использовать время... Подготовка шла в атмосфере доверия, дружбы, полного взаимопонимания.
     В Мюнхене на Играх XX Олимпиады байдарочники и каноисты завершали программу Игр, их выступление стало венцом блестящей победы олимпийской команды Страны Советов, завоевавшей 50 золотых медалей. Вот как было оценено их выступление руководством делегации: "Украшением олимпийских соревнований стали выступления наших гребцов на байдарках и каноэ: шесть золотых медалей из семи. Это может показаться чудом...".
     А кульминацией этого чуда на Фельдмохинге стал заезд байдарок-четверок. "Реди, гоу!" - звучит судейская команда, и одновременно в небо взвивается ракета: пошли! Легкие лодки вспарывают воду, гребцы, сразу же набрав высочайшую скорость, рвутся на финиш. Темп около 120 ударов в минуту. В какой-то момент забываю о своих тренерских обязанностях, залюбовавшись работой моих парней. Крылья-весла ритмично взлетают над водой, чтобы тут же уйти в ее синеву и с еще большей мощью сделать проводку. Не плывут - летят байдарки. И впереди красные майки нашего экипажа.
Метров за двести пятьдесят загребной румынской лодки Аурел Вернеску предпринимает попытку достать наших гребцов - темп достигает уже 124 ударов в минуту. А следом за румынами в погоню включаются и норвежцы. Но я уже вижу, я уверен, что филатовский квартет не достать. Не лодка - экспресс на воде! Последний спурт - последнее золото Олимпиады-72 наше, советское!
     Юрий Стеценко, как самый старший из этой великолепной команды, раньше своих товарищей повесил "сушить" весло. За большие успехи в спорте коммунист Юрий Николаевич Стеценко был отмечен высокими правительственными наградами - орденом "Знак Почета" и медалью "За трудовую доблесть". Закончив Киевский институт физкультуры, он быстро проявил себя на научном поприще - стал кандидатом педагогических наук. Почетный железнодорожник Юрий Стеценко сегодня трудится в том же институте физкультуры, является вожаком вузовской партийной организации. Когда он заполняет какую-либо анкету, где есть графа "Спортивное общество", непременно напишет: "Локомотив".
    Валерий Диденко и после триумфа в Мюнхене продолжал успешно выступать в большой гребле. Был чемпионом страны, призером крупных регат. На чемпионате мира 1973 г. в составе опять же четверки получил серебряную медаль. Награжден орденом "Знак Почета". После завершения своей карьеры спортсмена стал тренером. Некоторое время мы работали рядом в сборной команде страны. Мне думается, что Валерий Антонович Диденко пока еще не проявил себя в полной мере на тренерском поприще.
     Юрий Филатов - выдающийся гребец, оставивший яркий след. Через четыре года в Монреале Юрий привел к победе наш новый экипаж, стал двукратным олимпийским чемпионом. Родина по достоинству отметила заслуги спортсмена, капитана сборной команды СССР, наградив его двумя орденами - Трудового Красного Знамени и "Знак Почета", медалью "За трудовую доблесть".
     В 1972 г. Филатов закончил Киевский институт физической культуры, а через два года был призван на военный флот, стал морским офицером. Мне довольно продолжительное время довелось работать с Юрием Николаевичем в сборной команде страны, где он обычно готовил экипажи байдарки-четверки. За успехи учеников в международных соревнованиях "Дружба"-84 коммунисту Филатову было присвоено звание заслуженного тренера СССР.


 http://www.kayak-rybnitsa.narod.ru/history.htm




И.Писарев, заслуженный тренер СССР



Категория: Мои статьи | Добавил: zsk-vmf (10.01.2009) | Автор: zsk-vmf E W
Просмотров: 2145 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]